Главная » Статьи » НДС |
НДС при возврате товара от розничного покупателя Для начала давайте разберемся, кто же такой розничный покупатель. Это клиент, который приобрел товар по договору розничной купли-продажи. Основной характеристикой такого покупателя является то, что он приобретает товары не для предпринимательской деятельности, а для личного использования (п. 1 ст. 492 ГК). Клиент имеет право вернуть бракованный товар, а также качественный товар, если он ему не подошел, в течение 14 дней со дня покупки. При этом продавец возвращает деньги покупателю и выписывает расходный кассовый ордер (РКО). Продавец может принять к вычету НДС при возврате товара от розничного покупателя на основании п. 5 ст. 171 НК. Порядок оформления вычета предлагается в письме Минфина от 19 марта 2013 г. N 03-07-15/8473. Так как при розничной продаже продавец не выписывает счет-фактуру, в книге покупок он может отразить реквизиты РКО. НДС при возврате товара от юридического лица или ИП Для начала разберем ситуацию, когда покупатель – плательщик НДС. В этом случае важна причина возврата и его оформление. Ситуация зависит от того, успел при покупатель принять товар на учет или отказался сразу при приемке.
В этом случае покупатель должен составить акт об отказе от товара (о возврате некачественного товара или другой аналогичный по смыслу документ) при приемке товара. А продавец обязан выставить корректировочный счет-фактуру (о том, что это за документ и когда при каких еще обстоятельствах его нужно выписывать, мы поговорим в одной из статей). Так говорит и Минфин в письмах от 05.07.12 № АС-4-3/11044@, от 30.03.15 № 03-07-09/17466. Фактически речь идет об отказе от некачественного товара или от товара, не соответствующего заказу. Просто так отказаться от заказанного качественного товара сразу в момент поставки покупатель, скорее всего, не станет. Действительно, это логичнее сделать перед отгрузкой или уже после, если возникли какие-то особые обстоятельства.
Юридическое лицо (в отличие от розничного клиента) не может просто так отказаться от купленного качественного товара. Поэтому в бухгалтерии нет места понятию «возврат качественного товара от юридического лица», если поставленный товар соответствует заказу. А на практике такое случается. Для бухгалтерия эта ситуация – обратная реализация, т.е. покупатель продает своему поставщику какой-то из ранее купленных товаров. При этом покупатель оформляет продавцу самые обычные документы на реализацию. Бывает, что брак выявляется уже после оприходования товара купателем. Как же быть с возвратом в этом случае? Отказываться уже поздно, и корректировочный счет-фактуру уже не получить. А продавать обратно заведомо некачественный товар тоже странно. Но Минфин говорит продавать и оформлять обратную реализацию. Что ж, если не указывать в документах, что товар бракованный, почему бы и нет.
В этом случае продавец оформляет корректировочный счет-фактуру, независимо от того, был оприходован товар покупателем или нет. Об этом Минфин писал в письме от 16.05.12 № 03-07-09/56. И это большой плюс. При оформлении обратной реализации от покупателя-неплательщика НДС продавец не получил бы счета-фактуры и не смог бы принять НДС при возврате товара к вычету. Проводки по НДС при возврате товара от покупателя У нас получилось 3 ситуации: 1) Возврат от розничного покупателя: Д90.03 - К68.02 сторно 2) Оформление корректировочного счета-фактуры: Д90.03 - К68.02 сторно 3) Обратная реализация (т.е. фактически обычная покупка) Д68.02 – К19 Как вы заметили, в случаях 1 и 2 составляется одинаковая сторнировочная проводка. Можно сделать и прямую: Д68.02 – К90.03. В большей степени это зависит от настройки вашей бухгалтерской программы. На конечный результат и на сумму налога это не повлияет. | |
Просмотров: 1538 | |